Введение

Этический кодекс Украинской ассоциации психоаналитической психотерапии (УАПП) определяет этические стандарты деятельности психоаналитического психотерапевта в его психотерапевтической практике, обучении психотерапии, во взаимодействии в сообществе и исследовательской деятельности. Этические принципы и стандарты УАПП разработаны в соответствии с этическим кодексом ЕФПП в русле современных представлений о нравственной стороне деятельности человека в области охраны психического здоровья и соотносимы с принципами биоэтики. Данный кодекс имеет своей целью информировать психотерапевтов и обучающихся психотерапии студентов относительно необходимости следования профессиональной этике и предупредить членов УАПП о недопустимости отклонений от этических стандартов.

Принципы и стандарты профессиональной этики в психоаналитической психотерапия являются общей системой правил, которые определяют обязательства психотерапевта перед пациентами, их родителями или опекунами (когда пациентом является ребенок или подросток), студентами, коллегами и общественностью в целом. Этические нормы, которые содержит данный кодекс, предполагают обязательство со стороны психотерапевта действовать в соответствии с этикой психотерапии на протяжении всей своей профессиональной деятельности и способствовать этичному поведению своих коллег и студентов.
Данный кодекс создает общую основу для решения этических проблем. Знание членами УАПП Этического кодекса позволит самостоятельно определять, какие части кодекса применимы к той или иной конкретной ситуации и учитывать любые возможные противоречия между различными аспектами профессиональной деятельности, возникающие в психотерапевтической практике, профессиональном общении, образовательной и исследовательской деятельности.
Необходимыми условиями реализации профессиональной этики в сфере психоаналитической психотерапии являются чувство ответственности, взвешенность суждений и честность психотерапевта. Надежными условиями соблюдения этических стандартов деятельности являются: постоянный анализ своей деятельности и рефлексия психотерапевта, обращение за супервизиями и консультациями к коллегам при возникновении трудностей и сложных этических проблем.

Этический кодекс УАПП (секция психоаналитической психотерапии взрослых), является обязательным для всех членов. Вступая в УАПП, психоаналитические психотерапевты берут на себя обязательства действовать в соответствии с принципами и стандартами данного кодекса.

Принципы профессиональной этики

. Профессиональная компетентность.
Психотерапевт должен оказывать только профессионально компетентную помощь, осознавая и принимая во внимание пределы собственной компетентности. Психотерапевту следует постоянно совершенствовать практические навыки и обогащать свои знания. Важно помнить, что стрессы, психологические травмы и болезни психотерапевта ослабляют его профессиональную компетентность. Психотерапевт должен своевременно признать их, оценить возможность продолжения компетентной профессиональной деятельности и, при необходимости, предпринять соответствующие меры по восстановлению своей компетентности либо принять решение о приостановке профессиональной деятельности. Следует воздерживаться от профессиональной деятельности, когда актуальное состояние психотерапевта может оказать негативное влияние на терапевтический процесс, вызвать недоверие пациента или дискредитировать психотерапевта в глазах пациента.

II. Уважение личности и отсутствие дискриминации.
Психотерапевт должен осознавать собственные ценности и убеждения, и не навязывать их пациентам. Психотерапевту следует с уважением и заботой оказывать психотерапевтическую помощь пациентам, а также способствовать профессиональному развитию студентов и коллег. Дискриминация на основании возраста, нетрудоспособности, национальной или религиозной принадлежности, пола, сексуальной ориентации или социально-экономического положения, а также на любых других основаниях - противоречит этике психотерапии.
III. Информированное согласие.
Терапевтические отношения между пациентом и психотерапевтом основываются на доверии и информированном согласии. В ходе первичных интервью пациентов следует проинформировать об особенностях психоаналитической психотерапии в сравнении с другими видами психотерапевтической помощи. Психотерапевт должен в тактичной форме достичь согласия с пациентом по поводу сеттинга: времени встреч, оплаты и других правил и обязательств. Если пациентом является ребенок, то, принимая во внимание его возраст, необходимо достигнуть дополнительных соглашений с родителями или опекунами.
IV. Конфиденциальность.
Конфиденциальность информации, раскрытой пациентом в общении с психотерапевтом, является одним из основных этических правил, неотъемлемым правом пациента и частью эффективной психотерапии, профессиональной коммуникации и исследовательской деятельности. Психотерапевт должен предпринять все необходимые меры, чтобы не нарушить права пациента (в том числе бывшего) на конфиденциальность. Психотерапевт не имеет права обсуждать полученную от пациента (супервизанда) информацию вне рамок терапевтического, консультативного, супервизорского и образовательного контекста. Если психотерапевт использует материал случая в обсуждениях с коллегами с консультативными, образовательными или научными целями, данные о личности и жизни пациента должны быть существенно изменены для того, чтобы пациента невозможно было узнать. При письменной презентации случая следует получить разрешение пациента посредством открытого обсуждения целей такой презентации, ее пользы для пациента и вероятности быть узнанным; при этом пациента следует проинформировать о праве на отказ.
V. Честность.
Честность лежит в основе терапевтических отношений в психоаналитической психотерапии. Осознавая сложности человеческого общения и терапевтических отношений, психотерапевт должен взаимодействовать с пациентами и их семьями (в случае, когда пациентом является ребенок или подросток), студентами и коллегами честно и достаточно открыто, чтобы способствовать поддержанию атмосферы доверия и сотрудничества.
VI. Запрет на злоупотребления и эксплуатацию пациента.
Психотерапевт не должен каким-либо образом злоупотреблять или использовать пациента в своих личных целях или эксплуатировать пациента и членов его семьи, учитывая асимметрию позиции пациента и его уязвимость в отношениях с психотерапевтом. Психотерапевт должен избегать двойных отношений с пациентами (психотерапевтических и профессиональных и.т.п.).
Сексуальные отношения между психотерапевтом и пациентом или членами семьи последнего являются грубым нарушением профессиональной этики.
VII. Научные обязательства.
Психотерапевту следует способствовать развитию научных и клинических знаний и повышению образовательного уровня студентов и коллег. Исследования следует проводить в соответствии с принципами клинического и научного исследования и правил биоэтики. При проведении исследований особый такт и осторожность следует соблюдать при использовании клинического материала. Данные предосторожности касаются соблюдения прав пациента на конфиденциальность и сведения к минимуму возможности нанесения вреда пациенту.
VIII. Охрана профессионального сообщества и общества в целом от некомпетентности.
Психотерапевту следует постоянно оценивать свою способность к осуществлению профессиональной деятельности, прибегать к консультациям коллег в ситуации серьезных сомнений и затруднений и давать обратную связь относительно состояния и способностей к профессиональной деятельности своих коллег. Информация о неэтичном поведении члена УАПП должна быть подана в Этический комитет УАПП.
IX. Социальная ответственность.
Психотерапевту следует осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с законами, которые действуют в интересах пациента и общественного блага в целом.

Стандарты профессиональной этики
Ассоциация психоаналитической психотерапии признает всю сложность отношений психотерапевта и пациента, а также противоречивые ожидания относительно психотерапевтической помощи в современном обществе. Кроме того, эта сложность возрастает, когда пациентом является ребенок и его родители или опекуны, которые оказываются в определенной степени вовлеченными в терапевтический процесс.
Для реализации вышеприведенных принципов были созданы следующие стандарты, которые могут служить в качестве руководства к действию. Стандарты демонстрируют формы профессионального взаимодействия и практики, которые приняты большинством психотерапевтов как проверенные временем и нравственно соответствующие их профессиональной деятельности.

I. Профессиональная компетентность
1. Психоаналитический психотерапевт должен заниматься практикой, которая не выходит за пределы его компетентности, то есть практикой, основанной на полученном образовании, специальной подготовке и профессиональном опыте в области психоаналитической психотерапии в соответствии с образовательными стандартами ЕФПП. Психоаналитическому психотерапевту следует стремиться приобретать новые знания и навыки, необходимые в работе с различными категориями пациентов.
Важными компонентами профессионального развития и компетентности являются постоянный самоанализ и рефлексия психотерапевта, ревизия и совершенствование своей профессиональной компетентности путем участия в интервизионных и супервизионных группах, индивидуальных супервизиях и консультациях, профессиональных семинарах и конференциях, исследовательских проектах.
2. Следует придерживаться обоснованных теоретических принципов и техник, а также использовать возможность обмена знаниями, проведения консультаций с другими специалистами смежных направлений – с психоаналитиками, психотерапевтами, психиатрами, специалистами в области нейронаук и психологии.
3. Психотерапевт должен быть критичен к себе, постоянно отслеживая уровень собственной профессиональной компетентности, стремиться к ее повышению. Психотерапевту необходимо получать обратную связь от своих коллег для адекватного оценивания уровня собственной профессиональной компетентности.
4. Психотерапевт должен воздерживаться от оказания профессиональной помощи в тех случаях, когда в силу каких-либо причин (например, жизненных обстоятельств или проблем со здоровьем) существует вероятность ненадлежащего выполнения своей работы или даже нанесения вреда пациентам. В сложных жизненных обстоятельствах психотерапевту нельзя изолироваться от своего профессионального сообщества. Ему следует обратиться за консультацией к коллегам или врачам для адекватной оценки способности к осуществлению работы и принятия эффективных мер для восстановления способности к психотерапевтической деятельности.
5. Неотъемлемой частью профессионализма в области психотерапии является следование профессиональной этике. Знание Этического кодекса дает возможность членам УАПП самостоятельно определять, какие части кодекса применимы к той или иной конкретной ситуации и учитывать любые возможные противоречия между различными аспектами профессиональной деятельности.

В случае сомнения в том, является ли какая-либо потенциальная или действительная ситуация нарушением профессиональной этики, следует проконсультироваться с компетентным психотерапевтом, разбирающимся в вопросах профессиональной этики или обратиться за консультацией в Комитет по этике.
II. Уважение личности и отсутствие дискриминации
1. Психотерапевт должен стремиться к постоянному осознанию собственных ценностей, установок и стереотипов, с уважением относиться к личным и культуральным ценностям, а также социально - психологическим и особенностям пациентов.
2. Психотерапевт не должен допускать дискриминацию пациентов по полу, возрасту, состоянию здоровья, национальной и религиозной принадлежности, сексуальной ориентации и социально-экономическому статусу.
3. Психотерапевту рекомендуется отказаться от участия в социальных и политических движениях, дискриминирующих людей по полу, национальной и религиозной принадлежности, состоянию здоровья, сексуальной ориентации и социально-экономическому положению.
III. Доверие, взаимность и информированное согласие
1. Психоаналитическая психотерапия осуществляется на добровольной основе посредством обоюдного соглашения («психотерапевтический контракт») между психотерапевтом и пациентом, а также родителями или опекунами - в случае, если пациентом является ребенок. Условия прохождения психотерапии должны быть ясны пациенту до начала психотерапии; любое их изменение должно обсуждаться и приниматься совместно с пациентом, с учетом его интересов и возможностей.
2. В ходе первичных консультаций пациента следует проинформировать об особенностях психоаналитической психотерапии и возможных альтернативных видах медико-психологической помощи. Информация относительно процесса психотерапии и обещания касательно ее результатов должны быть взвешенными, не вселяющими неоправданных надежд.
3. Психотерапевт должен устанавливать и сохранять ясные границы терапевтических отношений. Все аспекты психотерапевтического контракта следует обсуждать с пациентами в ходе первичных консультаций. Политика психотерапевта относительно оплаты пропущенных сеансов должна быть осознанно принята пациентом до того, как возникнет необходимость оплачивать пропущенный сеанс. В случаях, когда оплата производится третьей стороной, этот аспект также должен обсуждаться с пациентом. Если пациентом является ребенок, то вопрос о пропущенных сеансах должен быть обсужден как с родителями или опекунами, так и самим ребенком, если его возраст и состояние позволяет это сделать.
4. Психотерапевту не следует в одностороннем порядке прекращать психотерапию без специального обсуждения такого решения с пациентом или, если пациент несовершеннолетний, - с его родителями или опекунами. Психотерапевту следует информировать пациента о существующих возможностях помощи после завершения психотерапии.
IV. Конфиденциальность
1. Психотерапевт должен уважать личные права пациента и избегать неоправданного разглашения конфиденциальной информации. Требование к сохранению сведений о личной жизни пациентов в тайне перестает действовать только в тех случаях, когда нарушение конфиденциальности может помочь предотвратить явный вред пациенту, психотерапевту или другим людям, или когда существуют юридически обоснованные обстоятельства, предписывающие раскрытие конфиденциальной информации. В случае риска суицида, гомицида, угрозы опасных противоправных действий психотерапевт может проконсультироваться с этическим комитетом относительно необходимости разглашения информации для предотвращения вреда пациенту или окружающим.
2. Психотерапевту не следует делиться конфиденциальной информацией о пациентах с третьими лицами, не имеющими прямого отношения к психотерапии, без согласия на то пациента или родителей (опекунов) несовершеннолетнего пациента. Нарушением конфиденциальности не будет обсуждение информации с супервизором, а также коллегой или смежным специалистом, который выступает в качестве консультанта и разделяет принцип соблюдения конфиденциальности.
3. Если пациентом является ребенок, психотерапевт должен также стремиться сохранять конфиденциальность по отношению к пациенту в те моменты, когда он информирует родителей (опекунов) о процессе психотерапии. Степень сохранения конфиденциальности зависит от возраста ребенка и клинической ситуации.
4. Психотерапевт должен позаботиться о том, чтобы условия хранения записей работы с пациентами исключали вероятность нарушения принципа конфиденциальности.
5. Если психотерапевт использует конфиденциальный материал случая для клинической презентации, либо обсуждает случай с коллегами в консультативных, научных или образовательных целях, материал случая должен быть изменен таким образом, чтобы исключить возможность идентификации пациента. При этом супервизоры, консультанты и студенты, участвующие в обсуждении материала случая, также должны соблюдать правило конфиденциальности.
6. При презентации клинического материала в письменной форме следует получить разрешение пациента посредством открытого обсуждения целей презентации, а также возможные преимущества и потенциальный риск для пациента, при этом пациента следует проинформировать о праве на отказ. В случае несовершеннолетнего пациента возможность презентации случая должна обсуждаться с родителями (опекунами) пациента, а если позволяет возраст и состояние - и с самим пациентом.
V. Честность
1. Психотерапевту и студенту следует честно и открыто отвечать на вопросы пациентов о своей профессиональной подготовке и практическом опыте. Психотерапевт должен корректно называть свою специальность, обозначать квалификацию и предлагаемые услуги. Психоаналитическим психотерапевтом УАПП может называть себя врач или психолог, успешно завершивший обучение по психоаналитической психотерапии согласно образовательным стандартам ЕФПП в данной области. При проведении психоаналитической психотерапии студентом пациенты и/или родители (опекуны) несовершеннолетнего пациента должны быть проинформированы им о том, что в данный момент психотерапевт проходит обучение и супервизию.
2. Психотерапевту следует открыто обсудить с будущим пациентом (родителями или опекунами несовершеннолетнего пациента) преимущества, требования и условия психоаналитической психотерапии. Психотерапевту не следует вводить в заблуждение пациентов (родителей или опекунов несовершеннолетних пациентов), а также общественность посредством заведомо неверных утверждений относительно предлагаемого вида помощи.
VI. Запрет на злоупотребления и эксплуатацию пациента
1. Баланс власти и влияния в отношениях между психотерапевтом и пациентом неравен, поэтому психотерапевт должен осознавать свою роль и ответственность во взаимодействии с пациентами и стремиться использовать особенности терапевтических отношений исключительно в интересах пациентов.
2. Психотерапевт должен избегать двойных отношений (финансовых, деловых и личных) с пациентами и членами их семей. Психотерапевту также следует оценивать потенциальное влияние любых предшествующих и перекрывающихся отношений на оказание адекватной помощи пациентам.
3. Сексуальные отношения между психотерапевтом и пациентом (бывшим пациентом), родителями (опекунами) несовершеннолетнего пациента или членами его семьи, независимо от того, кем они инициированы, являются грубым нарушением профессиональной этики. Установление личных или интимных отношений и брак между психотерапевтом и пациентом или родителем (опекуном) пациента детского или подросткового возраста возможен не ранее чем через 3 года после завершения терапевтических отношений.
4. Физические прикосновения, за исключением рукопожатия, также не приветствуются в рамках психоаналитической психотерапии. Если прикосновения имеют место, независимо от того, с чьей стороны - пациента или психотерапевта - это тревожный сигнал для психотерапевта. В этом случае необходимо задуматься об опасности данной ситуации для терапевтического процесса и обратиться за консультацией к супервизору или коллеге. Если пациентом является ребенок, не достигший подросткового возраста, прикосновения между психотерапевтом и пациентом могут иметь место в ходе игры. Если ребенок проявляет разрушительные действия или его поведение выходит из под контроля, его следует сдерживать. Психотерапевт должен быть внимательным к тем многочисленным смыслам, которые может нести для ребенка физической контакт. Может оказаться полезным обсуждение таких ситуаций с родителями или опекунами. В случае, если ситуация вызывает беспокойство, психотерапевту следует обратиться за консультацией.
5. Психотерапевт не должен участвовать в каких-либо финансовых отношениях с пациентом, а также с родителями (опекунами) несовершеннолетнего пациента, за исключением оплаты консультативных или психотерапевтических услуг. Также неэтично использовать информацию, предоставленную пациентом или родителями (опекунами), с целью получения финансовой или другой личной выгоды.
6. Льготная оплата психотерапевтических сеансов никоим образом не дает права на снижение профессиональных и этических требований к психотерапевтической работе.
7. Психотерапевт не должен использовать свой профессиональный статус или руководящий пост в организации для каких-либо злоупотреблений или эксплуатации пациентов, членов их семей и студентов.
8. Отношения психотерапевта и пациента не могут совмещаться с отношениями преподаватель-студент и супервизор-супервизируемый. В ходе психотерапии следует избегать каких-либо других отношений с пациентами, а профессиональный контакт вне терапевтической ситуации должен быть сведен к минимуму.
VII. Научные обязательства
1. Психотерапевту следует соблюдать меры предосторожности в использовании клинического материала, соблюдая право пациента на тайну его личной жизни. В случаях, когда пациентом является ребенок, право на конфиденциальность распространяется также на родителей (опекунов). Особенно осторожно следует относиться к использованию материала пациентов, проходящих психотерапию в текущий момент.
2. Неэтично использовать фальсифицированные материалы в публичных презентациях или публикациях. Психотерапевту следует быть осторожным при изменении клинического материала, чтобы не ввести в заблуждение коллег и не фальсифицировать факты клинической действительности и свои выводы. Вместе с тем, клинические данные должны быть изменены настолько, чтобы идентификация пациента была невозможна.

VIII. Охрана профессионального сообщества и общества от некомпетентности
1. Психотерапевту следует быть критичным относительно своей практики и обращаться за консультацией к супервизору или другим коллегам в случаях, когда в терапевтическом процессе возникают серьезные трудности.
2. Если пациент, родители (опекуны) пациента или коллеги психотерапевта считают, что последнему требуется консультация, то это мнение должно быть с уважением принято к рассмотрению.
3. Этично консультировать пациента другого психотерапевта или смежного специалиста, если пациент нуждается в такой консультации. Психотерапевт должен воздерживаться от необоснованных комментариев, которые могут повредить репутации коллеги. Вместе с тем, психотерапевт должен признавать право пациента узнать мнение другого специалиста и получить соответствующую его состоянию помощь. Психотерапевт может корректно высказать свое мнение относительно характера дополнительной или альтернативной помощи и того, в какой степени оказываемая помощь соответствует потребностям и состоянию пациента.
4. Если у психотерапевта есть основания полагать, что другой психотерапевт, являющийся членом УАПП, нарушает профессиональную этику, он может попытаться прояснить ситуацию посредством личного обсуждения с этим психотерапевтом и/или прибегнуть к консультациям с другими коллегами. Если это не приводит к разрешению проблемы или если имеет место явное нарушение профессиональной этики, психотерапевт должен сообщить о факте нарушения в Этический комитет УАПП.
5. Психоаналитическому психотерапевту следует инвестировать свое время и способности (при необходимости и наличии возможности - при отсутствии денежного вознаграждения) в клиническую, консультативную и образовательную деятельность, имеющую своей целью рост профессионализма в сфере психического здоровья и улучшение качества жизни людей.

IX. Социальная ответственность
1. Психотерапевту следует соблюдать право пациента на конфиденциальность во всех смыслах: правовом, гражданском, административном. Он должен позаботиться о том, чтобы записи о работе с пациентами не могли попасть в руки посторонних лиц, а также соблюдать все этические правила сохранения тайны частной жизни пациента.
2. Психотерапевту следует соблюдать законы и социальную политику, которые действуют в интересах пациентов и содействуют психическому здоровью в обществе.
3. В случаях, когда психотерапевт понимает, что пациент может нанести серьезный физический вред себе, психотерапевту или третьему лицу, он должен предпринять необходимые меры по предотвращению этого. В случае необходимости, можно нарушить конфиденциальность пациента, но только до той степени, в какой это необходимо для предотвращения вреда.
4. Если пациентом является ребенок и психотерапевт узнает о факте нанесения серьезного вреда пациенту (злоупотребления, насилие) или сталкивается с потенциальной возможностью таких действий, психотерапевт должен предпринять необходимые меры. Объем таких мер должен быть определен в каждом случае индивидуально, исходя из взвешенной оценки соотношения вероятной пользы и вреда для пациента. В данных обстоятельствах нарушение конфиденциальности должно быть сведено к минимуму, необходимому для предотвращения опасности для ребенка. В случае вскрытия факта физического или сексуального насилия психотерапевт должен проинформировать об этом родителей (опекунов) пациента.

Обеспечение принципов и стандартов профессиональной этики

Этический комитет УАПП является органом, призванным обеспечивать защиту интересов пациента и психотерапевта, а также объективное рассмотрение жалоб на неэтичное поведение членов УАПП.

Этический комитет УАПП
А. Структура и назначение. Комитет по этике состоит из пяти человек, которые должны быть действительными членами УАПП. Принятие решения о членстве в Этическом комитете и выбор его председателя осуществляются общим собранием или, по необходимости, Правлением УАПП. Каждый член комитета избирается на два года. В случае временного освобождения от функций члена Этического (по болезни или отсутствию) его может временно заменить другой человек. По мере того, как необходимость в замене члена Этического комитета по этике отпадает, он возобновляет свою деятельность.
Б. Обязанности Этического комитета:
1. Этический комитет призван отвечать за организацию изучения членами УАПП и студентами «Принципов и стандартов профессиональной этики» и обсуждение приложения этических стандартов к конкретным ситуациям.
2. Заниматься дальнейшей разработкой стандартов профессиональной этики и рекомендовать принятие новых дополнений или изменений в Этический кодекс УАПП.
3. В соответствии с приведенными ниже процедурами рассматривать и принимать решения касательно жалоб на неэтичное поведение членов УАПП. В результате рассмотрения жалобы Этический комитет:
(а) вырабатывает рекомендации относительно урегулирования конфликта и преодоления этической проблемы;
(б) принимает свое решение относительно возможности членства данного психотерапевта в УАПП.

Процедура рассмотрения жалоб в Этический комитет УАПП

А. Подача и первоначальная реакция на жалобу
Жалобы на нарушение профессиональной этики членами УАПП должны направляться непосредственно в Этический комитет. Комитет должен предоставить любому заинтересованному лицу Этический кодекс УАПП. Подавший жалобу также должен быть проинформирован о том, что любая жалоба подается в письменной форме, подписывается им и предполагает идентификацию психотерапевта (далее ответчик), в отношении которого подана жалоба. В жалобе должны быть четко описаны факты и обстоятельства неэтичного поведения, и, если это возможно, указаны принципы, которые были нарушены. Подача жалобы предполагает согласие подавшего ее лица на использование информации и других материалов, представленных для рассмотрения.
Б. Сообщение ответчику
При получении жалобы или обращения, Этический комитет должен сообщить психотерапевту о поступившей жалобе на неэтичное поведение в его адрес. Комитет предоставляет психотерапевту копию жалобы и другие материалы, предоставленные лицом, подавшим жалобу, а также описание процедуры рассмотрения жалоб на неэтичное поведение.
В. Определение того, заслуживает ли жалоба специального расследования Этического комитета

Этический комитет должен определить, заслуживает ли жалоба специального рассмотрения. Если жалоба отклонена, то жалующийся и ответчик должны быть уведомлены об этом. Если жалоба требует дальнейшего рассмотрения согласно формальной процедуре, ответчик также должен быть уведомлен об этом, и ему должно быть предоставлено право быть выслушанным.

Ответчику также предоставляются следующие права:
1. возможность иметь полную осведомленность относительно содержания жалобы;
2. право рассмотрения случая, право на проверку и сравнение фактов;
3. уведомление не менее чем за 10 дней о дате, месте и времени рассмотрения случая.
4. право делать записи во время процесса рассмотрения случая;
5. право на получение окончательного решения Этического комитета и Правления УАПП и/или рекомендаций Этического комитета в письменном виде, включающих обоснованные причины решения.
Г. Решение Этического комитета.

После полного и беспристрастного рассмотрения жалобы и всех имеющихся данных, представленных на слушании, Этический комитет УАПП должен придти к окончательному решению. Таким решениями могут быть: (а) Принятие неформальных (коррекционных) мер для решения проблемы. (б) Временное исключение из УАПП сроком от года до трех лет.
(в) Полное исключение из УАПП.
Д. Дальнейшие действия Этического комитета и утверждение решения
Председатель или представитель Этического комитета представляет резюме рассмотренного случая, включающее основания принятого решения, на Правлении УАПП.
Правление УАПП может принять решение Этического комитета как решение УАПП, либо принять собственное решение по поводу рассматриваемого случая. Если Правление УАПП большинством голосов утверждает решение Этического комитета, оно становится окончательным.
После рассмотрения случая на Правлении председатель или член Правления УАПП ставит в известность ответчика и жалующегося относительно принятого решения; ответчику предоставляется копия резюме.
Правление УАПП может решить вернуть материалы назад в Этический комитет по этике для дальнейшего рассмотрения, обозначив особо важные вопросы для дополнительного обсуждения. В данном случае обе заинтересованные стороны уведомляются о решении Правления УАПП.

Конфиденциальность и открытость
Вся информация и записи, касающиеся обвинения в неэтичном поведении, результаты рассмотрения и достигнутые решения должны сохраняться в условиях конфиденциальности. Раскрытие информации возможно в следующих случаях:
А. Информация может быть открыта Правлению УАПП и привлекаемым в ходе рассмотрения жалобы консультантам для вынесения собственного суждения.
Б. Если решением Правления УАПП является временное или полное исключение ответчика из УАПП - оно будет представлено с включением имени ответчика на общем собрании УАПП и в протоколе собрания, который распространяется среди всех членов УАПП. В случае снятия обвинения, решение, по требованию ответчика, также может быть представлено на общем собрании УАПП и в протоколе собрания.
В. Этический комитет, при необходимости, может раскрыть данные жалобы на неэтичное поведение государственным органам права.
Г. Председатель Этического комитета или Председатель правления УАПП может сообщить о факте неэтичного поведения конкретным лицам и организациям, если такие шаги необходимы для охраны общественности от некомпетентности и злоупотреблений.
Д. Правление ассоциации выполняет функции этического комитета на период, необходимый для формирования этического комитета, как отдельной структуры. В случае прецедента, касающегося членов правления (выполняющего функции этического комитета), заявление передается на рассмотрение в этический комитет ЕФПП.